Что носили воловчане?

Фото: vilvolovo.ru

«В праздники рядились все: и женщины, и мужчины. Поневы у женщин были нарядные, с позументами», - так рассказывала о старинных праздничных нарядах моя бабушка. Она всегда с особым удовольствием, неспешно их описывала. А мы с сестрой внимательно ее слушали. Мое воображение рисовало царские одежды из русских народных сказок, где все сияло и переливалось разными цветами. К тому же я тогда не знала значение слова «позументы». А у бабушки, к сожалению, не сохранилось не одного предмета гардероба того времени и посмотреть возможности не было, хотя очень хотелось.


Но через некоторое время, все же мне такая возможность представилась - познакомиться с русским народным костюмом нашего района. При посещении Воловского районного художественно-краеведческого музея я увидела экспозицию «Русская народная изба». Вот там и были представлены в числе прочих предметы одежды воловских крестьян: и мужские, и женские. 


Хранитель фондов музея Татьяна Попенко рассказала - во что одевались наши предки и какие ткани использовались для пошива.


Ткани только из натурального сырья. Есть мнение: то, что носит человек, из какого материала изготовлена его одежда и обувь – все это влияет на его здоровье. Наши предки изготавливали себе гардероб исключительно из натурального сырья. В нашем районе, в основном произрастали посевы конопли, из его волокна была произведена ткань. Также были и шерстяные предметы одежды. Полотна для пошива ткали сами на ткацких станах. 


По клеткам на поневе узнавали - кто из какого села. Костюм крестьянки разнообразием не отличался. Основной верхней одеждой были юбки-поневы из домотканого шерстяного материала. Готовилась понева из трех шерстяных полотен. Сшитую вещь собирали на шнурке – гашнике. Он держал поневу на талии. Юбка была с прошвой – впереди вшивался ситцевый лоскут, и без прошвы. Прошва заправлялась за пояс, чтобы видна была красивая рубаха, которая вышивалась различными узорами. Преобладающими цветами в нашем районе были черный и клетка. Но были окраски коричневые и красно-желтые. 


В каждом селе был свой рисунок. Крестьянки из села Никитское носили черную поневу с размером клеток 1х3 см, а из села Непрядва – 0,5х1,5 см.
В деревнях, расположенных на реке Красивая Меча, клетки на поневах большие – 10х10 см, а в селах Волово и Борятино – 3х3, только в селе Волово они были черные, а в Борятино – коричневые и желто-красные. И когда женщины собирались на ярмарку – сразу можно было определить – кто из какого села. 


Праздничные поневы украшались широкими золотистыми лентами – позументами, которые плели сами. Также юбка могла быть украшена парчой и блестками.
  С поневой одевалась кофта или рубаха, которая украшалась лентами, вышивкой, особенно на плечах. Еще были душегрейки, короткие распашные кофты, нагрудники-коротаи.  На все это одевалась - занавеска – это как сейчас фартук.
"Сорока" и платок - основные головные уборы воловских крестьянок
Волосы у женщин должны быть обязательно спрятаны под головные уборы. Наиболее распространенными среди крестьянок были платки. Но также воловчанки носили "сороки" (они чеми-то напоминают современные банданы). А могли одеть "сороку", а сверху - платок.


Серяк и чуни носили и мужчины, и женщины. Из белой шерсти готовили теплую одежду - серяк. Его носили в холодное время года и женщины, и мужчины. Серяки были без застежек, поэтому их подвязывали поясами.


Из обуви, в основном, носили чуни. Это такие туфли, которые плелись косым плетением из пеньковой веревки. По форме они былит с прямоугольной головкой, а также с круглой и загнутым носом. Лапти у нас в районе не носили. Под чуни одевали онучи – это как портянки. Летом – из простой ткани, зимой – из шерстяной.
Еще были бахилы, их носили на босу ногу дома. Они выполняли роль домашних тапочек.


Мужской костюм - косовротка и порты. Если у женщин костюм разнообразием не отличался, то у мужчин и подавно. Основные предметы одежды - порты и рубаха-косоворотка, подпоясанная поясом. Рубашка-косоворотка была особо распространена, с прямым разрезом встречалась реже. Покрой косовороток был разным: коротким, длинным, с оберетками на запястьях, с обшлагами. Мужские порты обычно шились неширокие с двумя трпециевидными вставками между штанинами. Были и широкие штаны-шаровары, но встречались редко.
Головной убор у мужчин в наших краях был двух видов: грешневик и картуз. Грешневик, или как его называли черепенник, - это шапка с четырехугольным дном, сделанная из войлока. Позднее она преобразилась в шапку-ушанку.


"Вот так одевались наши бабушки, дедушки, а для кого-то уже - прабабушки и прадедушки", - заканчивала экскурс в историю Татьяна Попенко.


А я, наконец-то, увидела не только позументы, но и много других изделий, созданных для украшения русского народного костюма.  Поэтому он и сейчас, по прошествии столько времени, - красив и является источником вдохновения для современных модельеров. 


Лариса Придачина



 
По теме
Филиал «Тулэнерго» добился закрытия ряда интернет-ресурсов, предлагающих устройства для занижения объемов потребленной электроэнергии - Новомосковская правда Отдел безопасности филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» продолжает работу по выявлению в сети Интернет и пресечению деятельности сайтов,
17.10.2018
 
Дмитрий Назаров встретится с туляками - Газета Плавская новь Народный артист России Дмитрий Назаров встретится с туляками на кинофестивале «Улыбнись, Россия!» 3 ноября в Колонном зале Дворянского Собрания в рамках XIX Открытого российского фестиваля кинокомедии «Улыбнись,
17.10.2018
Важная встреча - Наследие Генеральный директор ПАО «МРСК Центра» - управляющей организации ПАО «МРСК Центра и Приволжья» Игорь Маковский встретился с представителями миноритарного акционера обеих обществ - Prosperity Capital Management Limited (П
15.10.2018
По коллективному обращению жителей города прокуратура провела проверку исполнения законодательства о пожарной безопасности в кафе «Мане».
17.10.2018 Новомосковская правда
«Творчество без границ» - Новомосковская правда - это не только тема выставки, открывшейся в понедельник  в археологическом  музее, но еще и жизненная позиция авторов работ, представленных  на ней.
16.10.2018 Новомосковская правда
Культпросвет: Как Набоковский Гумберт - ИА Новомосковск Сегодня В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Орест Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, музе художника в течение почти 20 лет.
17.10.2018 ИА Новомосковск Сегодня
Ушедшие в Вечность - Новомосковская правда Презентация четырех семейных книг, посвященных Царственным страстотерпцам – расстрелянной семье царя Николая Романова,  состоялась в Центральной библиотеке Новомосковска.
17.10.2018 Новомосковская правда
Премьера спектакля «Курица» в тульском «Эрмитаже» 25 октября в Театрально-концертном центре «Эрмитаж» состоится премьера сезона.
17.10.2018 Знамя
Жители города Кимовска – сторонники и члены партии «Единая Россия» побывали в Государственном мемориальном и природном заповеднике музее-усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» и культурно-историческом комплексе «Козлова засека».
17.10.2018 Районные будни
Русь православная - Знамя В детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) № 1 города Щёкино завершилось открытое первенство района по рукопашному бою среди юношей и девушек на призы первого мастера спорта Советского Союза по этому виду спорта Юрия Гри
17.10.2018 Знамя
На футбольной площадке - Наша Жизнь Октябрьские осенние дни богаты на спортивные события. Теплая погода позволила провести ряд футбольных матчей.
17.10.2018 Наша Жизнь
Тульские бойцы завоевали медали в Рязани на чемпионате по ММА В Рязани прошел открытый чемпионат и первенство города по смешанному боевому единоборству (ММА).
17.10.2018 Знамя
Октябрьские осенние дни богаты на спортивные события. Теплая погода позволила провести ряд футбольных матчей.
17.10.2018 Тульские СМИ
Филиал «Тулэнерго» добился закрытия ряда интернет-ресурсов, предлагающих устройства для занижения объемов потребленной электроэнергии - Новомосковская правда Отдел безопасности филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» продолжает работу по выявлению в сети Интернет и пресечению деятельности сайтов,
17.10.2018 Новомосковская правда