Образовательный процесс

 

 

 

 

 

 

 

 


Одним из важнейших задач модернизации общего среднего образования является разностороннее развитие обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Дифференциация содержания школьного образования невозможна без решения этих задач. Рассказывает директор Воловской средней школы №2 Наталья Корсакова:  

— Вариативность содержания организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому сейчас и ставится задача введения в старших классах обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.     

Такое обучение влечёт за собой неизбежное увеличение доли и значимости самообразования в образовательном процессе. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. При этом подразумевается не только самообразование как вид образовательной деятельности, характерный для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов или дополнительного образования, но и существенное возрастание объёма самостоятельной учебной работы школьников на уроках. В этих условиях существенно увеличивается роль средств обучения, особое значение приобретают средства дистанционного обучения, информационных и телекоммуникационных технологий обучения, в том числе и дистанционных образовательных  технологий. Фактически надо говорить о необходимости создания новой информационно-образовательной среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых.

Школы включили в свои планы все три составляющих компонента: элективные курсы, учебные проекты, практику и исследовательскую деятельность, но у учащихся нередко практически отсутствует выбор элективных курсов. В отдельных случаях элективные курсы были заменены базовыми учебными предметами в расширенном объёме. Всё это говорит о том, что в значительном числе случаев отдельная школа не обладает соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением и не в состоянии в полной мере реализовать профильное обучение в традиционных формах организации учебного процесса. Встаёт вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, объединении их ресурсов и образовательного потенциала.

— Какое видите наиболее перспективное направление реализации сетевого взаимодействия?

— Это, прежде всего, использование возможностей дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий. Создание образовательной сети, объединения образовательных ресурсов различных образовательных учреждений позволит старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. Учреждения и преподаватели системы дополнительного образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующим профильные и особенно элективные курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые тематические семинары, конференции, образовательные проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; сетевые консультации и видеолектории и др.

— Наталья Алексеевна,  расскажите о сетевых формах реализации и освоении образовательных программ…

— Образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия.

В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ: совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающихся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры и спорта и иных организаций.

Сетевые формы реализации образовательных программ осуществляются по соглашению организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или по решению органов власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, участвующие в реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.  

Порядок и условия взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при осуществлении сетевых форм реализации образовательных программ определяются договором между ними.

Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

— Каким образом происходит реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий?

— Дистанционные образовательные технологии используются с целью предоставления обучающимся возможности обучения непосредственно по месту жительства или его временного пребывания,, в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологи, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном, в том числе через сеть Интернет или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Библиотечный фонд такой системы должен быть укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы, а также учебно-методической документацией по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обеспечивать доступ обучающихся к электронно-библиотечной системе и свободное пользование входящими в неё печатными и электронными изданиями и иными ресурсами, необходимыми для использования в образовательном процессе по основным учебным курсам, предметам, дисциплинам осваиваемой ими образовательной программы.

Нормативы обеспеченности образовательного процесса печатными учебными изданиями в расчёте на одного  обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Порядок рецензирования учебных изданий, используемых в образовательном процессе при реализации аккредитованных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.

В рамках организации сетевых форм освоения образовательных программ наша школа работает с такими структурами как Центр внешкольной работы, библиотеки района, детско-юношеская спортивная школа, районный художественно-краеведческий музей.  

 

 

 
По теме
поликлиника (5).jpg - Молодой коммунар Усадьба Мосоловых, Дом Баташёвых, Дом Толстого в Ясной Поляне —  на стенах поликлиники № 2 в Дубне теперь нарисованы виды этих  достопримечательностей региона.
Молодой коммунар
Специалистом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Тульской области 20.03.2024 проведен профилактический визит в форме беседы в обществе с ограниченной ответственностью «Стоматология».
Роспотребнадзор
Жизнь замечательных туляков - Библиотечно-информационный комплекс В Тульской областной научной библиотеке прошла презентация книги «Владимир Ковалев.
Библиотечно-информационный комплекс
1-76zAqEUzNV0 - Управление культуры и туризма Каникулы для детей представляют возможность разрядить накопившееся напряжение, погрузиться в хобби и заняться чем-то новым.
Управление культуры и туризма
фото - Алексинская ЦБС 2 апреля много лет подряд десятки стран всего мира отмечают замечательный весенний праздник – День детской книги.
Алексинская ЦБС